Дуппор Елена Владимировна Воспитатель группы «Сказка»

«Сказки К. И. Чуковского – помощники в воспитании и развитии дошкольников»

31 марта 2017 года исполнилось 135 лет со дня рождения Корнея Ивановича Чуковского – замечательного русского писателя, классика отечественной детской литературы, на чьих стихотворных сказках выросло не одно поколение нашей страны.

Корней Иванович Чуковский (1882 - 1969) по праву считается одним из любимых детских писателей. На протяжении всей своей жизни он общался с детьми, интересовался тем, о чём они говорят, думают, переживают, писал для них стихи и прозу, переводил лучшие образцы мировой детской поэзии. И всё же главным вкладом К. Чуковского в отечественную детскую литературу были и остаются его стихотворные сказки, адресованные самому маленькому читателю и ставшие "неотъемлемым атрибутом детства". Это уникальный целостный мир, который "является своеобразной моделью Вселенной", как отмечает в своей статье о сказках Чуковского Е. М. Неёлов. Именно поэтому они представляют собой нечто больше, чем просто занимательные истории для маленьких детей - сказки Чуковского становятся способом познания мира.

Первая сказка К. Чуковского - "Крокодил" - написана в 1916 г. Уже в этом произведении отчётливо проступают те черты, которые затем станут стержнем сказочной Вселенной К. Чуковского. В основе сюжета - "страшная история" про "девочку Лялечку", завершающаяся её чудесным спасением "удалым героем" Ваней Васильчиковым. С этим типом сюжета читатель встретится ещё не раз - например, в сказках "Муха-цокотуха" и "Тараканище". В процессе развития сюжета друг друга сменяют два постоянных мотива сказок К. Чуковского: страшное и смешное. И то, и другое - прежде всего инструмент: напугать или рассмешить читателя - вовсе не самоцель. Исследователи творчества К. Чуковского приходят к выводу, что страх в его сказках становится средством воспитания в ребёнке способности сочувствовать, сопереживать героям. Кроме того, читая эти сказки, ребёнок учится свои страхи преодолевать, ведь тот мир, который раскрывает перед ним автор, по определению добр. Не случайно многие сказки открываются или, напротив, завершаются картиной всеобщего веселья, праздника.

Именно поэтому, знакомясь с удивительным миром К. Чуковского в самом раннем возрасте, дети получают первоначальные представления о добре и зле, о том, как устроен мир и каким должен быть человек.

Дети «пламенно любят стихи, упиваются ими, не могут без них обойтись»,- пишет Чуковский и делает вывод: стихи в период дошкольного детства- одно из самых сильных средств воздействия на мысли и чувства ребенка.

В связи с этим поэт раскрывает свое широкое понимание воспитательной роли литературы. Чуковский много работал над созданием таких стихов, которые с раннего детства прививали бы любовь к бессмертной народной поэзии, помогали бы воспитывать высокие моральные качества и эстетический вкус, который позволит в будущем отличать подлинное искусство от фальши. Залогом создания удачного произведения для детей автор считает глубокое знание устного народного творчества. Это одно из важнейших положений, которым автор руководствовался в своем творчестве.

Огромная педагогическая ценность народных сказок, их моральный пафос заключается в том, что они возвещают победу добра над злом, ума над глупостью, сердечности над жестокостью. Сколь ни тяжелы были бы испытания, какие бы трудности ни стояли на пути, в конечном итоге герой преодолевает их. Это воспитывает у детей уверенность в том, что счастливый финал не случаен, а является результатом настойчивого труда, упорства, смекалки. В народных сказках герои отчетливо разделены на отрицательных и положительных. Лисица- хитрая, заяц- трусливый и т. д. Герои произведений Чуковского и в этом отношении напоминают героев сказок. Чтобы сделать образ выпуклее и помочь детям быстрее разобраться в героях, поэт наделяет их какой - нибудь одной яркой чертой. Доктор Айболит- добрый, Федора- неряха, мальчик из «Мойдодыра»- грязнуля.

Такой прием, выработанный в практике народного творчества, помогает ребенку лучше представить себе, быстрее запомнить тот или иной образ, характер героя, определить свое отношение к нему. Чуковский в сказках пользуется и отдельными приемами народного – поэтического творчества, помогает ребенку лучше представить себе, быстрее запомнить тот или иной образ, характер героя, определить свое отношение к нему.

Чуковский в сказках пользуется и отдельными приемами народного- поэтического творчества, например мотив побега от нерадивого или жестокого хозяина подвластных ему животных и предметов. Он нередко встречается в народных сказках. В сказке «Федорино горе» автор широко использует художественные приемы, характерные для фольклорных произведений.

Среди них скороговорки:

И кастрюля на бегу

Закричала утюгу:

«Я бегу, бегу, бегу,

Удержаться не могу!»

Обращение:

Ой вы, бедные сиротки мои!

Звукоподражание:

Куд- куда! Куд- куда!

Вы откуда и куда?

Следуя заветам народной мудрости и своим наблюдениям над детьми, Чуковский отмечает, что особенностями возраста читателя диктуется благополучное окончание произведений для маленьких. И действительно, посуда возвращается к раскаявшейся Федоре, храбрый комар освобождает Муху- Цокотуху от ненасытного паука и даже Бармалей становится мирным продавцом пряников и кренделей. Печальный исход сказки глубоко огорчает детей, зато сколько радости малышам несет победа полюбившихся героев, торжество красоты и добра над злом.

Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, если ему интересно.

В век современных технологий, к великому сожалению, очень мало времени уделяется семейному чтению. Дети дошкольного возраста мало знают детских писателей и их произведения; родители не уделяют должного внимания чтению художественной литературы, заменяют чтение книг на просмотр мультфильмов. Следствие этого: дети не умеют выразительно рассказывать стихи, правильно строить предложения. Речь детей довольно скудна, что мешает им при общении.

Корней Чуковский - один из любимых детских авторов. Кто же не знает Муху Цокотуху, Мойдодыра, бабушку Федору и других персонажей Корнея Ивановича Чуковского? Его произведения написаны простым детским языком, эмоциональны, доступны для детей, легко воспринимаются, ведь К. И. Чуковский в своих сказках – играет с малышами, и для маленьких слушателей чтение этих сказок превращается в забавную игру. Но в то же время они очень ценны с точки зрения воспитания в детях бережного отношения к вещам, своему здоровью и внешнему виду, развития в детях умения постоять за себя, воспитания желания помочь слабым.

Необходимость приобщения ребёнка к чтению, начиная с раннего детства, бесспорна. Сказка способствует всестороннему развитию личности, помогает не только овладевать речью и развивать творческие способности, но и познавать окружающий мир.

Произведения К. И. Чуковского способствуют всестороннему развитию ребенка. Его книги помогают пробудить в детях воображение и фантазию, привить вкус к слову и культуре речи, учат доброте и справедливости, доставляют удовольствие.



Просмотрено: 100%

Краткое описание документа:

«Сказки К. И. Чуковского – помощники в воспитании и развитии дошкольников»

31 марта 2017 года исполилось 135 лет со дня рождения Корнея Ивановича Чуковского – замечательного русского писателя, классика отечественной детской литературы, на чьих стихотворных сказках выросло не одно поколение нашей страны.

Корней Иванович Чуковский (1882 - 1969) по праву считается одним из любимых детских писателей. На протяжении всей своей жизни он общался с детьми, интересовался тем, о чём они говорят, думают, переживают, писал для них стихи и прозу, переводил лучшие образцы мировой детской поэзии. И всё же главным вкладом К. Чуковского в отечественную детскую литературу были и остаются его стихотворные сказки, адресованные самому маленькому читателю и ставшие "неотъемлемым атрибутом детства". Это уникальный целостный мир, который "является своеобразной моделью Вселенной", как отмечает в своей статье о сказках Чуковского Е. М. Неёлов. Именно поэтому они представляют собой нечто больше, чем просто занимательные истории для маленьких детей - сказки Чуковского становятся способом познания мира.

Первая сказка К. Чуковского - "Крокодил" - написана в 1916 г. Уже в этом произведении отчётливо проступают те черты, которые затем станут стержнем сказочной Вселенной К. Чуковского. В основе сюжета - "страшная история" про "девочку Лялечку", завершающаяся её чудесным спасением "удалым героем" Ваней Васильчиковым. С этим типом сюжета читатель встретится ещё не раз - например, в сказках "Муха-цокотуха" и "Тараканище". В процессе развития сюжета друг друга сменяют два постоянных мотива сказок К. Чуковского: страшное и смешное. И то, и другое - прежде всего инструмент: напугать или рассмешить читателя - вовсе не самоцель. Исследователи творчества К. Чуковского приходят к выводу, что страх в его сказках становится средством воспитания в ребёнке способности сочувствовать, сопереживать героям. Кроме того, читая эти сказки, ребёнок учится свои страхи преодолевать, ведь тот мир, который раскрывает перед ним автор, по определению добр. Не случайно многие сказки открываются или, напротив, завершаются картиной всеобщего веселья, праздника.



Именно поэтому, знакомясь с удивительным миром К. Чуковского в самом раннем возрасте, дети получают первоначальные представления о добре и зле, о том, как устроен мир и каким должен быть человек.

Дети «пламенно любят стихи, упиваются ими, не могут без них обойтись»,- пишет Чуковский и делает вывод: стихи в период дошкольного детства- одно из самых сильных средств воздействия на мысли и чувства ребенка.

В связи с этим поэт раскрывает свое широкое понимание воспитательной роли литературы. Чуковский много работал над созданием таких стихов, которые с раннего детства прививали бы любовь к бессмертной народной поэзии, помогали бы воспитывать высокие моральные качества и эстетический вкус, который позволит в будущем отличать подлинное искусство от фальши. Залогом создания удачного произведения для детей автор считает глубокое знание устного народного творчества. Это одно из важнейших положений, которым автор руководствовался в своем творчестве.

Огромная педагогическая ценность народных сказок, их моральный пафос заключается в том, что они возвещают победу добра над злом, ума над глупостью, сердечности над жестокостью. Сколь ни тяжелы были бы испытания, какие бы трудности ни стояли на пути, в конечном итоге герой преодолевает их. Это воспитывает у детей уверенность в том, что счастливый финал не случаен, а является результатом настойчивого труда, упорства, смекалки. В народных сказках герои отчетливо разделены на отрицательных и положительных. Лисица- хитрая, заяц- трусливый и т. д. Герои произведений Чуковского и в этом отношении напоминают героев сказок. Чтобы сделать образ выпуклее и помочь детям быстрее разобраться в героях, поэт наделяет их какой - нибудь одной яркой чертой. Доктор Айболит- добрый, Федора- неряха, мальчик из «Мойдодыра»- грязнуля.

Такой прием, выработанный в практике народного творчества, помогает ребенку лучше представить себе, быстрее запомнить тот или иной образ, характер героя, определить свое отношение к нему. Чуковский в сказках пользуется и отдельными приемами народного – поэтического творчества, помогает ребенку лучше представить себе, быстрее запомнить тот или иной образ, характер героя, определить свое отношение к нему.

Чуковский в сказках пользуется и отдельными приемами народного- поэтического творчества, например мотив побега от нерадивого или жестокого хозяина подвластных ему животных и предметов. Он нередко встречается в народных сказках. В сказке «Федорино горе» автор широко использует художественные приемы, характерные для фольклорных произведений.

Среди них скороговорки:

И кастрюля на бегу

Закричала утюгу:

«Я бегу, бегу, бегу,

Удержаться не могу!»

Обращение:

Ой вы, бедные сиротки мои!

Звукоподражание:

Куд- куда! Куд- куда!

Вы откуда и куда?

Следуя заветам народной мудрости и своим наблюдениям над детьми, Чуковский отмечает, что особенностями возраста читателя диктуется благополучное окончание произведений для маленьких. И действительно, посуда возвращается к раскаявшейся Федоре, храбрый комар освобождает Муху- Цокотуху от ненасытного паука и даже Бармалей становится мирным продавцом пряников и кренделей. Печальный исход сказки глубоко огорчает детей, зато сколько радости малышам несет победа полюбившихся героев, торжество красоты и добра над злом.

Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, если ему интересно.

В век современных технологий, к великому сожалению, очень мало времени уделяется семейному чтению. Дети дошкольного возраста мало знают детских писателей и их произведения; родители не уделяют должного внимания чтению художественной литературы, заменяют чтение книг на просмотр мультфильмов.Следствие этого: дети не умеют выразительно рассказывать стихи, правильно строить предложения. Речь детей довольно скудна, что мешает им при общении.

Корней Чуковский - один из любимых детских авторов. Кто же не знает Муху Цокотуху, Мойдодыра, бабушку Федору и других персонажей Корнея Ивановича Чуковского? Его произведения написаны простым детским языком, эмоциональны, доступны для детей, легко воспринимаются, ведь К. И. Чуковский в своих сказках – играет с малышами, и для маленьких слушателей чтение этих сказок превращается в забавную игру. Но в то же время они очень ценны с точки зрения воспитания в детях бережного отношения к вещам, своему здоровью и внешнему виду, развития в детях умения постоять за себя, воспитания желания помочь слабым.

Необходимость приобщения ребёнка к чтению, начиная с раннего детства, бесспорна. Сказка способствует всестороннему развитию личности, помогает не только овладевать речью и развивать творческие способности, но и познавать окружающий мир.

Произведения К. И. Чуковского способствуют всестороннему развитию ребенка. Его книги помогают пробудить в детях воображение и фантазию, привить вкус к слову и культуре речи, учат доброте и справедливости, доставляют удовольствие.

5 апреля 2022 в 07:15

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.