Дуппор Елена Владимировна Воспитатель группы «Сказка»

«Развитие действенного интереса детей к народной культуре» Дуппор Е.В. МДОУ №99


Народное поэтическое творчество – величайшее достояние национальной культуры каждого народа. Высокое художественное совершенство и доступность восприятию ребенка дошкольного возраста сделали фольклор важным средством воспитания и обучения.

Педагогические исследования В.Г.Белинского, К.Д.Ушинского, Н.А.Ветлугиной и др. показывают, что в дошкольные годы у ребенка начинают развиваться те чувства, черты характера, которые  незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого явления – в языке своего народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх и игрушках, которыми ребенок забавляется, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живет.

Слово «фольклор» - английского происхождения, оно значит: мудрость, народное знание.

Жанры детского фольклора разнообразны, это: колыбельные песни, пестушки, потешки, считалки, дразнилки, заклички, приговорки, прибаутки, загадки, пословицы, поговорки, кричалки, звенелки, тараторки.

Но только потешки и дразнилки ученые – филологи относят к живому жанру; все остальные виды детского фольклора – либо мертвый, либо умирающий жанр (то есть, мало используются и не появляются новые).

Современные дети испытывают постоянное перевозбуждение в связи с изменившейся информационной средой. На их психическом состоянии сказываются стрессы, переживаемые родителями. Они как никогда нуждаются в том, что может их успокоить, навеять другой – щадящий ритм жизни.

Про воспитательное воздействие фольклора много говорят. Главное, чтобы занятия фольклором не оборачивались профанацией.  Фольклорные жанры должны растворяться в повседневной деятельности, органично с ней связаны.

Этому отвечает правильно структурированное планирование, включающее в себя разделы:

· Народный календарь

· Фольклор в организованной деятельности (продуктивные занятия, составление описательных рассказов по народным игрушкам, придумывание сказок, чтение, беседа)

· Фольклор в режимных моментах

· Фольклор в самостоятельной деятельности

· Фольклор в образовательной деятельности с семьей

Фольклор помогает мне решать следующие задачи:

1. Знакомить детей с русской культурой , устным народным творчеством.

2. Знакомить детей с  календарно-обрядовыми праздниками и классическими традициями русского народа.

3. Организовать и сплотить единый коллектив, единое сообщество: дети – педагоги – родители.

4. Создать благоприятный психоэмоциональный фон в группе ( в нашей группе  18 мальчиков).

5. Решать психокоррекционные задачи ( замкнутость, агрессия, страхи, сложности в общении.)

6. Используя фольклор, решать задачи экологического, нравственного, эстетического, трудового воспитания.

В группе создан «Музей славянской  избы». Здесь, мы с детьми проводим фольклорные вечера: рассматриваем предметы старины: посуду, одежду, игрушки; читаем сказки, заучиваем потешки ,обыгрываем их: «Уложи спать куклу, спой ей колыбельную…», «Уговори плаксу…», «Пригласи друзей за стол…»; водим хороводы, рядимся в народные одежды. Разыгрываем ситуации: «В гостях у хозяюшки», «Путешествие во времени», «Если бы…».  С помощью родителей собрали богатую фонотеку по фольклору, которую мы широко используем во всех режимных моментах:

Во время утреннего приема дети слушают и повторяют народные потешки и забавы,  выполняют движения под музыку. Так мы создаем хорошее настроение на весь день.

  В процессе подготовки ко сну дети слушают народные песни, колыбельные;

Слушая знакомые сказки в исполнении народных артистов, дети имеют возможность услышать произведение более ярко, что способствует наилучшему запоминанию.

Во время занятий народная музыка помогает нам отправится в путешествие или просто получить настрой умиротворения на продуктивных занятиях.

Любят дети игры-драматизации, в которых разыгрывают народные сказки, потешки. Здесь они могут проявить свое творчество в пересказе, оформлении декораций, подборе атрибутов. Для этого в группе созданы хорошие условия.

Через произведения народного фольклора мы расширяем словарь детей, обогащаем его словами  быта.  Фольклорная форма речи отличается ласковой доброй окраской , раскрывает душу русского человека, учит  ребенка добру , вежливости, отзывчивости.  Сама  стремлюсь к тому, чтобы моя речь органично включала в себя разные фольклорные жанры.

В группе собрана богатая детская библиотека по фольклору.  В книжном уголке действует постоянная выставка сказок, потешек, прибауток. Эти книги  ярко, красочно оформлены, доступны,  тем самым привлекательны для детей.

Традицией стало проведение сезонных народных праздников, развлечений. Так, в октябре, мы провели литературный вечер «Золотая осень»: дети читали стихи, водили хороводы, рядились в одежды сказочных героев, выполняли разные задания героев сказок. Во время зимнего праздника дети смогли поучаствовать в колядках, передать фольклорный задор, получить много эмоций, радости. Весело прошел совместный с родителями праздник «Красна Масленица». Родители наши помощники. Они помогают изготавливать костюмы, готовят угощение и, конечно же, являются активными участниками наших праздников.

Детская речь эмоциональна по своей природе, легко сближается с народными жанрами. Поэтому, воспитатель  должен следить за уместностью и правильностью употребления разных фольклорных жанров.

Считаю, что  об успехе работы мы всегда можем судить по играм детей: если они в свободной игре убаюкивают своего «ребенка», напевают народные песенки по своему желанию и настроению, используют  в свободных играх заклички, считалки, дразнилки…, значит у них сформирован действенный интерес к народной культуре.

27 февраля 2017 в 11:42

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.