Дуппор Елена Владимировна Воспитатель группы «Сказка»
«Развитие действенного интереса детей к народной культуре» Дуппор Е.В. МДОУ №99
Народное поэтическое творчество – величайшее достояние национальной культуры каждого народа. Высокое художественное совершенство и доступность восприятию ребенка дошкольного возраста сделали фольклор важным средством воспитания и обучения. Педагогические исследования В.Г.Белинского, К.Д.Ушинского, Н.А.Ветлугиной и др. показывают, что в дошкольные годы у ребенка начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого явления – в языке своего народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх и игрушках, которыми ребенок забавляется, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живет. Слово «фольклор» - английского происхождения, оно значит: мудрость, народное знание. Жанры детского фольклора разнообразны, это: колыбельные песни, пестушки, потешки, считалки, дразнилки, заклички, приговорки, прибаутки, загадки, пословицы, поговорки, кричалки, звенелки, тараторки. Но только потешки и дразнилки ученые – филологи относят к живому жанру; все остальные виды детского фольклора – либо мертвый, либо умирающий жанр (то есть, мало используются и не появляются новые). Современные дети испытывают постоянное перевозбуждение в связи с изменившейся информационной средой. На их психическом состоянии сказываются стрессы, переживаемые родителями. Они как никогда нуждаются в том, что может их успокоить, навеять другой – щадящий ритм жизни. Про воспитательное воздействие фольклора много говорят. Главное, чтобы занятия фольклором не оборачивались профанацией. Фольклорные жанры должны растворяться в повседневной деятельности, органично с ней связаны. Этому отвечает правильно структурированное планирование, включающее в себя разделы: · Народный календарь · Фольклор в организованной деятельности (продуктивные занятия, составление описательных рассказов по народным игрушкам, придумывание сказок, чтение, беседа) · Фольклор в режимных моментах · Фольклор в самостоятельной деятельности · Фольклор в образовательной деятельности с семьей Фольклор помогает мне решать следующие задачи: 1. Знакомить детей с русской культурой , устным народным творчеством. 2. Знакомить детей с календарно-обрядовыми праздниками и классическими традициями русского народа. 3. Организовать и сплотить единый коллектив, единое сообщество: дети – педагоги – родители. 4. Создать благоприятный психоэмоциональный фон в группе ( в нашей группе 18 мальчиков). 5. Решать психокоррекционные задачи ( замкнутость, агрессия, страхи, сложности в общении.) 6. Используя фольклор, решать задачи экологического, нравственного, эстетического, трудового воспитания. В группе создан «Музей славянской избы». Здесь, мы с детьми проводим фольклорные вечера: рассматриваем предметы старины: посуду, одежду, игрушки; читаем сказки, заучиваем потешки ,обыгрываем их: «Уложи спать куклу, спой ей колыбельную…», «Уговори плаксу…», «Пригласи друзей за стол…»; водим хороводы, рядимся в народные одежды. Разыгрываем ситуации: «В гостях у хозяюшки», «Путешествие во времени», «Если бы…». С помощью родителей собрали богатую фонотеку по фольклору, которую мы широко используем во всех режимных моментах: Во время утреннего приема дети слушают и повторяют народные потешки и забавы, выполняют движения под музыку. Так мы создаем хорошее настроение на весь день. В процессе подготовки ко сну дети слушают народные песни, колыбельные; Слушая знакомые сказки в исполнении народных артистов, дети имеют возможность услышать произведение более ярко, что способствует наилучшему запоминанию. Во время занятий народная музыка помогает нам отправится в путешествие или просто получить настрой умиротворения на продуктивных занятиях. Любят дети игры-драматизации, в которых разыгрывают народные сказки, потешки. Здесь они могут проявить свое творчество в пересказе, оформлении декораций, подборе атрибутов. Для этого в группе созданы хорошие условия. Через произведения народного фольклора мы расширяем словарь детей, обогащаем его словами быта. Фольклорная форма речи отличается ласковой доброй окраской , раскрывает душу русского человека, учит ребенка добру , вежливости, отзывчивости. Сама стремлюсь к тому, чтобы моя речь органично включала в себя разные фольклорные жанры. В группе собрана богатая детская библиотека по фольклору. В книжном уголке действует постоянная выставка сказок, потешек, прибауток. Эти книги ярко, красочно оформлены, доступны, тем самым привлекательны для детей. Традицией стало проведение сезонных народных праздников, развлечений. Так, в октябре, мы провели литературный вечер «Золотая осень»: дети читали стихи, водили хороводы, рядились в одежды сказочных героев, выполняли разные задания героев сказок. Во время зимнего праздника дети смогли поучаствовать в колядках, передать фольклорный задор, получить много эмоций, радости. Весело прошел совместный с родителями праздник «Красна Масленица». Родители наши помощники. Они помогают изготавливать костюмы, готовят угощение и, конечно же, являются активными участниками наших праздников. Детская речь эмоциональна по своей природе, легко сближается с народными жанрами. Поэтому, воспитатель должен следить за уместностью и правильностью употребления разных фольклорных жанров. Считаю, что об успехе работы мы всегда можем судить по играм детей: если они в свободной игре убаюкивают своего «ребенка», напевают народные песенки по своему желанию и настроению, используют в свободных играх заклички, считалки, дразнилки…, значит у них сформирован действенный интерес к народной культуре. 27 февраля 2017 в 11:42
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.